?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последняя глава книги будет опубликована не как предыдущие, утром, а вечером. В объяснение отсрочки – немного истории.

Текст песни “Райские яблоки” не относится к мои любимым. В нём много “культурных” отсылок. Высоцкому всегда плохо удается встроить их в текст, не его это дело – диалог с культурой. Да и зачем человеку чужое вИдение как посредник, когда ему дан дар самому проникать глубины...

Так или иначе, а текст “Яблок” я не люблю. Может, тем, что случилось, он мне за это отомстил? :)

В общем, когда были проанализированы и истолкованы все основные узлы сюжета, образы и мотивы, написан текст книги (до того момента, на котором мы сейчас остановились), я сперва подумала, что работа закончена. И вдруг осознала: ответа на главный вопрос – о чем “Райские яблоки”? – как не было, так и нет.

Ответ пришел неожиданно несколько месяцев спустя и оказался таким очевидным, что в который уже раз я поразилась: ну как же не поняла этого сразу, до всякого анализа?.. Ну хотя бы как гипотеза эта идея должна была появиться, она просто не могла не возникнуть: вот же деталь, которая бросается в глаза, указывает на этот смысл, и только на этот. И образ традиционный, и смысл, как же не заметила?..

Кстати, после окончания работы над книжкой она долго отлеживалась потому, что тема “Райских яблок” мне казалась несвоевременной, неуместной. И только много позже дошло, что для нашего времени, нашей эпохи, для нас для всех это главная тема. Гений и тут оказался прозорлив...

Устраивая этот антракт, я не пытаюсь помучить читателя, оттянуть разгадку. Мне хочется, чтобы вы, как и я, почувствовали своеобразие “Райских яблок” Высоцкого и всего его художественного мира. Он ничего не скрывает, всё на виду – а не замечаешь. Как сказали о нем когда-то, Высоцкий откровенен и неуловим одновременно.

Итак. Вот основные тезисы книги.

* * *

В начале сюжета “Райских яблок” нет мотива возвращения, речь идет не об отлучке, а об уходе навсегда.

В мечтах героя рай есть, а яблок нет. Он стремится в рай не за яблоками, а за милосердием, мечтает по-человечески жить в раю (то, чего не имел на земле), ради этого и готов быть убитым.

Герой оживает не после райского убийства, а когда попадает в рай.

В отличие от традиции, рай из “Райских яблок” – средоточие не космоса, а хаоса.

Герой ощущает свою общность с людьми этапа, ждущими у райских врат: у всех у них одинаковые возможности. Но он использует свои возможности, а этап нет.

Люди этапа ждут отворения ворот, а герой действует: осматривается, оценивает, упорядочивает хаос, обихаживая своих коней, – готовится продолжить путешествие.

Этап идет в рай через ворота – и исчезает из сюжета, герой идет мимо ворот – и продолжает свой путь.

* * *

Мысль о возвращении возникла у него не сразу, а с развитием сюжета, причем к этому привели не внешние события, а внутренние (мотив возвращения возникает в тексте до райского убийства).

Путешествие из жизни в смерть – метафора какого-то жизненного процесса. В образах смерти, иного мира герой решает жизненную задачу, со смертью не связанную.

У него конфликт с самим собой, с собой он и разбирается при помощи фантазии о путешествии в рай.

В начале сюжета мир героя – чисто мужской мир, в конце в нем появляется женщина, Жена.

Сюжет “Райских яблок” – о недостаче.

Так чего недоставало герою в начале, за чем он двинулся в путь, что получил к концу путешествия? :)

(Далi буде)

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
Alberto Garido
Aug. 7th, 2019 01:35 pm (UTC)
райские яблоки
Прошу извинить меня за непрофессиональный ассоциативный подход. Но у меня получилось именно такое толкование, и оно выглядит логичным.
Биографы В.Высоцкого сходятся во мнении, что Высоцкий очень переживал тот факт, что его не принимали в Союз писателей СССР. Он считал, что эта позиция укрепит его статус, признание и будет соответствовать его реальному масштабу. И бело-розовые яблоки о которых идет речь – это блага. Исполняя «Райские яблоки», Высоцкий один раз даже делает акцент на том, что «яблоки» - это блага (как материальные, так и нематериальны) он фразу (я благ) произносит, как Ябла(к). В более ранних неустойчивых вариантах звучит яблоки и бабки, т.е. деньги.
И в более ранних версиях герой Высоцкого (некий русский Одиссей) стремится попасть в рай для куража – удовлетворить личные амбиции и покуражиться (раскидывать блага на право и налево «по облакам).
Но чтобы герою Высоцкого (и это не обязательно он сам – возможна лишь реконструкция событий с помощью героя похожего на него, которому он симпатизирует) попасть в «номенклатурный рай» необходимо пойти на компромисс – отказаться от идеалов, изменить своей музе, творчеству. Т.е. скакать в «рай» не на своих конях, а на ворованных клячах конь здесь в смысле «пегас» - крылатый конь, любимец муз.
А смерть здесь не физическая, а гражданская. Т.е. он должен был предать своих друзей и свои идеалы. Почему умереть от удара ножа? Да потому что удар ножом в спину предательский удар. Так проще сказать самому себе: «Смотри ведь тебя же предали (близкие друзья) – а почему не можешь предать и ты?» - «красиво завалиться набок».
Но попав в «номенклатурный рай» герой понимает, что это бездушная пустыня и члены Союза писателей (на момент написания написания текста «Яблок…» их было около 7000 человек – в «Яблоках» не случайно указана цифра 5000. Почему 5000? Во-первых уход от прямых ассоциаций на случай чего. Союз писателей СССР безропотная инертная масса, которой не позволено самим брать яблоки из райских кущ. Их (блага) им распределяют – Петр и его стражники. А те - кто пренебрегают номенклатурными правилами получают пулю в лоб.
Поэтому увидев то, что номенклатурный рай статусней, но скорее похож на Ад. Это Рай реально не дает возможностей творчества. Герой начинает приводить в порядок своего Пегаса т.е. избавляет его от репьев, которых понацеплял во время пути в Рай. Т.е. опять делает свою поэзию честной и творческой – не зависящей от номенклатурных требований.
Но раз уж получилась такая оказия, герой решает хапнуть благ, но не для себя – для своих близких. Т.е. яблоки (блага) направленные на добрые цели – уже не холодные и бездушные, а отогреты его теплом и добротой.
Но герой Высоцкого был замечен стражниками и убит (опять не физически) – он был изгнан из номенклатурного рая и смог утаить всего лишь пригорышню яблок, которые он и везет своим близким.
Святой Петр, который открывает засов в «номенклатурный писательский Рай» Демчев Петр Нилыч - министр культуры СССР в 1974г. На фото хорошо видно, что у него хорошо узнаваемые «впалые щеки».
about_visotsky
Aug. 10th, 2019 04:06 am (UTC)
Re: райские яблоки
Тут дело не в профессии. Автор обращается ко всем, кто его читает, слушает. И каждый понимает его по-своему. Вы так поняли текст, и с этим, как с Вашим личным пониманием, не о чём спорить. Разница между Вашим подходом и моим в том, что я пишу не о том, как поняла этот текст я, а на основе анализа текста показываю, КАК ПОНИМАЛ "ЯБЛОКИ" АВТОР, какой смысл вкладывал в него сам Высоцкий. Для этого есть единственный путь: анализировать все составляющие текста В КОМПЛЕКСЕ, в связи друг с другом, чтобы толкования разных образов, фрагментов сюжета сочетались, чтобы между ними не было противоречий. Мне кажется, в данной книге это удалось.

В Вашем понимании "Яблок" есть противоречия и неточности. Например, Вы говорите о пяти тысячах, а у Высоцкого - "тысяч пять", это не одно и то же, смысл приблизительности теряется. Ещё Вы говорите о Пегасе, а в "Яблоках" не один конь, их двое или трое. В Вашем толковании не учтены и другие смыслы, например, то, что в середине текста герой собирается красть райские яблоки для друзей и жены, а в конце везёт их только жене (а точнее, ей), друзей в конце нет...

Но повторю, это всё - если рассматривать Ваше толкование с точки зрения его соответствия тексту "Яблок" как художественному целому, то есть объективно. Как с субъективным пониманием, с ним спору быть не может.


Edited at 2019-08-10 04:08 am (UTC)
Alberto Garido
Aug. 12th, 2019 02:11 pm (UTC)
продолжение райских яблок
Уважаемая Людмила. Субъктивность и объективность вещи довольно относительные. У меня к Вам такой вопрос - являются ли "Очи черные" и "Что за дом такой" продолжением "Райских яблок"? Я считаю - что "да". Герой возвращается из "рая" с "яблоками - благами" и подвергается нападению волков. Кто по вашему эти волки? По моему это спецслужбы, которых натравили на поэта хозяева номенклатурного "рая" за то, что он презрел правила. И опять поэта спасают - кони "Пегас" это литературная муза и талант. Кстати, тройка - это всего лишь "Пегас" на русский манер.
Ну уж "Что за дом такой", куда герой возвращается после своего путешествия понятно и без серьезной филологической науки. Кто такие жители Дома? Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь? - напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл, - мы всегда так живем!
Траву кушаем,
Век - на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели,
Да еще вином
Много тешились, -
Разоряли дом,
Дрались, вешались".

Граждане страны, которые потеряли нравственные и духовные ориентиры, в том числе и из-за того, что некоторые поэты "путешествовали в рай".
Так что традиционный
about_visotsky
Aug. 17th, 2019 06:58 am (UTC)
Re: продолжение райских яблок
Уважаемый Alberto, нет. У "Яблок" нет продолжения, это итоговый текст Высоцкого, в нём весь его художественный мир раскрыт во всех основных его моментах. И это не субъективное суждение, а объективная данность, - если представленные мной в книге об РЯ доказательства не будут опровергнуты.

Мы с Вами смотрим на текст с разных позиций, а я бы сказала, - с противоположных. Главное отличие я назвала в предыдущем комментарии: Вы толкуете текст со своей точки зрения, а меня интересует найти АВТОРСКИЙ смысл его образов, мотивов и текста в целом.

Вы вновь откровенно неверно толкуете образ коней, игнорируя тот факт, что Пегас - это один конь, а у Высокого коней несколько и в "Очах чёрных", и в "Яблоках", да и не только в них, а во всех ключевых текстах. Как субъективное мнение - это возможно, но на самом деле это ошибка, делая такие допущения, мы можем приписать тексту какой угодно смысл.

== тройка - это всего лишь "Пегас" на русский манер. ==

А доказательства? Если Вы полагаете, что это и так очевидно, то вовсе нет.

== Ну уж "Что за дом такой", куда герой возвращается после своего путешествия понятно и без серьезной филологической науки. ==

Да ну? ))) Чтобы толковать любой текст как читателю заблагорассудится, действительно никакая наука не нужна, ни серьёзная, ни псевдо-наука, каковой, к большому сожалению, являются множество якобы научных публикаций о поэзии Высоцкого. Настоящая наука нужна в попытке понять либо что хотел сказал автор, либо почему его так поняли читатели (есть и другие случаи, но эти два, особенно первый, можно считать главными).

Edited at 2019-08-17 07:00 am (UTC)
Alberto Garido
Aug. 12th, 2019 02:14 pm (UTC)
райские яблоки
Уважаемая Людмила. Субъективность и объективность всегда очень относительны. И даже очень хороший филологический аналитический разбор может быть в какой то части ошибочным или неточным.
У меня Людмила к Вам такой вопрос - являются ли "Очи черные" (Погоня) и "Что за дом такой" продолжением "Коней" и "Яблок"?
about_visotsky
Aug. 17th, 2019 07:40 am (UTC)
Re: райские яблоки
Уважаемый Alberto, разумеется, любой анализ может быть и ошибочным, и неточным, как в частностях, так и в целом. Но. С анализом всё гораздо проще, чем с мнением. Анализ представляет доказательства, на которых автор анализа и делает выводы. Нравятся кому-то выводы или нет, кажутся они верными или ошибочными, не имеет никакого значения.

С выводами не спорят - спорят с доказательствами.

В книжке про "Яблоки" я представила весь ход анализа, все аргументы, на основании которых сделала выводы. Готова услышать возражения, опровержение. ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, А НЕ ВЫВОДОВ. Выводы опровергать бессмысленно: покажите ошибочность доказательств, и выводы падут сами. Не покажете - выводы останутся прежними. :)
(Anonymous)
Aug. 13th, 2019 04:56 am (UTC)
яблоки
Уважаемая Людмила, еще раз хочу сказать спасибо. Читая ее я получил огромное удовольствие. В том числе и от описания методик филологического анализа текстов. Но проблема в том, что субъективно и объективно - понятия очень относительные. Поэтому, как уточняющий метод были бы уместны корреляции с пограничными предметными областями. К примеру, творческое окружение поэта на период написания произведения и его психологический портрет на этот период и тд. и тп. Т.е. не филологический, а комплексный анализ с гораздо большей вероятностью приведет к истинному результату.
Почету Высоцкий вдруг стал вносить уточнения? "Тысяч пять" - это правильно не точная цифра "пять тысяч", а порядок может быть и семь тысяч, как в союзе писателей.
Почему "тройка" - Пегас? Очищал от репьев и заплетал косы герой не всей тройке, а коренному - самому главному коню в упряжи.
И вот еще вопрос к Вам. Как Вы считаете - произведения Высоцкого "Очи черные" (Погоня) и "Что за дом такой" являются ли продолжением сюжетной линии "Коней.." и "Яблок..."? Я считаю, что "Да". И "Дом" является логическим завершением этой эпопеи хождения в "номенклатурный рай".
about_visotsky
Aug. 17th, 2019 08:02 am (UTC)
Re: яблоки
Уважаемый Alberto, спасибо на добром слове. Только я никаких методик не описывала. Я пользовалась всего двумя вещами, совершенно общедоступными: логикой, её правилами, и системным подходом (рассматривая части в их взаимосвязи), и ничем больше. Никакой теории, никаких методик, только то, что по силам любому человеку без специальных знаний (это намеренная позиция: я полагаю, что понять авторский замысел именно Высоцкого может любой человек, ВВ обращался ко всем).

Субъективность - понятие исключительно относительное, с объективностью дело другое. Чем более системен подход к объекту изучения, тем он объективнее, тем менее он относителен.

== не филологический, а комплексный анализ с гораздо большей вероятностью приведет к истинному результату. ==

Ну это смотря по тому, какую задачу ставить. Сразу браться за полный анализ РЯ не было никаких оснований. Я не просто так упомянула, что большинство так называемых научных публикаций о поэзии Высоцкого не имеют к науке никакого отношения (это очевиднее всего по тому, что заявления авторов таких публикаций ОЧЕВИДНО противоречат текстам ВВ, в своих работах о ВВ я привела сотни таких примеров, в том числе - десятки в этой книге). Именно поэтому, несмотря на огромное количество так называемых научными публикаций, поэзия Высоцкого остается практически полностью неисследованной.

Это значит, что у исследователя почти не на что опираться, он идёт нехоженым путём. В подобной ситуации браться сразу за глобальную задачу сделать полный анализ всех основных моментов, имеющих отношение к произведению, - чистое безумие. Надо было выбрать какую-то более частную, но важную тему. Причём "внутреннюю", чтобы оставаться исключительно в рамках самого текста (именно потому, что вовне не на что опереться, почти ничего о художественном мире ВВ её не доказано, одни голословные заявления).

Самым важным я полагала выяснить, о чём сюжет "Яблок". Такую задачу я себе и поставила. Чтобы понять, удалось ли мне её решить, нужно научное обсуждение. Книга была опубликована три года назад. Мне не известно, чтобы в научных публикациях о ВВ обсуждались представленные в ней доказательства. Это, кстати, показывает истинный характер интереса пишущих о ВВ учёных к его творчеству.

Edited at 2019-08-17 08:07 am (UTC)
(Anonymous)
Aug. 13th, 2019 06:29 pm (UTC)
райские яблоки
На пустынной дороге — ветерок в волосах,
Тёплый запах дурмана восходил к небесам…
Впереди и далёко замерцали огни —
Взгляд угас, голова тяжелеет … Тормозни, отдохни …

Она встала у двери — колокольчик звенит …
И я подумал сам с собой — ад или рай — где они ?
И она зажгла свечку, показала мне путь —
Голоса в коридоре говорят что — нибудь … вроде —

«Вот ты приехал в отель «Калифорния» —
Очень мило здесь … очень мило здесь … очень мило здесь …
Много комнат в отеле «Калифорния» —
Летом и зимой .. летом и зимой … он — всегда со мной …»

Её разум чуть сдвинут … У неё — «мерседес» …
Много мальчиков милых для таких вот принцесс …
Во дворе там танцуют… Жарко мне говорить …
Танцевать, чтоб запомнить … Танцевать, чтоб забыть …

Я позвал к.а.п.и.т.а.н.а. — «Принеси мне вина» —
Он сказал — «У нас нет его очень давно … Не моя в том вина …
И всё ещё голоса зовут очень издалека —
Ровно в полночь разбудят тебя — чтоб сказать — «не пока» …

Добрый путь к отелю «Калифорния» —
Очень мило здесь … очень мило здесь … очень мило здесь …
Круто жить в отеле «Калифорния» —
Очень удивлён … очень удивлён … но — вполне прощён …

Потолок зазеркален … И — шампань со льда — и она сказала :
«Все мы просто узники здесь … вот такие дела …
И в хозяйских покоях собрались пировать —
Они режут это стальными ножами — но им не совладать …»

Вот и всё, что я помню … Побежал я к дверям —
Я должен был просто их найти — чтоб вернуться назад …
Отдохни — сказал сторож … Мы- должны принимать гостей…
Ты — можешь выйти из комнаты, но — но тебе не удрать …..

Добрый путь к отелю «Калифорния» ….

Поразительно похожий смысл. Это группа Hotel California — The Eagles. https://song-story.ru/hotel-california-eagles/
about_visotsky
Aug. 17th, 2019 08:10 am (UTC)
Re: райские яблоки
Да, интересные параллели, спасибо!
Alberto Garido
Aug. 22nd, 2019 06:13 am (UTC)
райские яблоки
Уважаемая Людмила, считаю, что ваша интерпретация "железных ворот" в попытке аналитической реконструкции "райских яблок" неверна. На сельских кладбищах часто со временем забор приходит в негодность и его практически нет, а вот железные ворота еще стоят долгое время. К примеру, как здесь https://www.google.com/search?q=%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=nSmZxhQe5Uv0uM%253A%252CImhQuNzU6AFHBM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kRlERawh137wl0UnsQCcIpEHnfJsA&sa=X&ved=2ahUKEwjK5PrQ55XkAhWSlIsKHRt5A9wQ9QEwA3oECAkQDw#imgrc=Jgid3XyPTTiLYM:&vet=1
Таким образом ВВ показывает рай, не как цветущий сад, а как кладбище. Именно на кладбище имеют место кущи (заросли) растений в том числе и яблок.
about_visotsky
Aug. 30th, 2019 11:36 am (UTC)
Re: райские яблоки
Уважаемый Alberto Garido,

интересное соображение. Но чтобы рассматривать его в отношении "Райских яблок", надо сперва доказать, что в самом тексте РЯ есть намек на возможность понять райский сад как кладбище. Упоминания о яблонях и зарослях недостаточно. Ведь и то, и другое бывает не только на кладбище, но и в саду. :)

Edited at 2019-08-30 11:38 am (UTC)
(Anonymous)
Aug. 26th, 2019 07:33 pm (UTC)
еще параллели
Высоцкий: "Под деньгами на кону.."- Стих.

Под деньгами на кону
(Как взгляну - слюну сглотну)-
Жизнь моя,- и не смекну.
Для чего играю.
Просто ставить по рублю -
Надоело, не люблю,-
Проиграю - пропылю
На коне по раю.

Проскачу в канун Великого поста
Не по вражескому - по ангельскому стану,-
Пред очами удивленного Христа
Предстану.

В кровь ли губы окуну
Или вдруг шагну к окну -
Из окна в асфальт нырну,-
Ангел крылья сложит -
Пожалеет на лету:
Прыг со мною в темноту -
Клумбу мягкую в цвету
Под меня подложит.

Смерть крадется сзади - ну
Словно фрайер на бану,-
Я в живот ее пырну -
Сгорбится в поклоне.
Я - в бега, но сатану
Не обманешь - ну и ну!-
Глядь - я в синем во Дону
Остудил ладони!

Кубок полон - по вину
Кровь пятном, и - ну и ну!-
Не идут она ко дну,-
Выпьешь или струсишь?
Только-только пригубил -
Вмиг все те, кого сгубил,
Подняли что было сил
Шухер или хипеш.
Alberto Garido
Aug. 27th, 2019 09:41 am (UTC)
одно из последних произведений ВВ
"Под деньгами на кону ..."
Под деньгами на кону
(Как взгляну - слюну сглотну) -
Жизнь моя, - и не смекну,
Для чего играю.
Просто ставить по рублю -
Надоело, не люблю, -
Проиграю - пропылю
На коне по раю.

Проскачу в канун Великого поста
Не по враждебному - (по) ангельскому стану, -
Пред очами удивленными Христа
Предстану.

В кровь ли губы окуну
Или вдруг шагну к окну -
Из окна в асфальт нырну, -
Ангел крылья сложит -
Пожалеет на лету:
Прыг со мною в темноту -
Клумбу мягкую в цвету
Под меня подложит.

Смерть крадется сзади - ну
Словно фрайер на б а н у , -
Я в живот ее пырну -
Сгорбится в поклоне.
Я - в бега, но сатану
Не обманешь - ну и ну! -
Глядь - я синем по Дону -
Остудил ладони!

Кубок полон - по вину
Кровь пятном, и - ну и ну! -
Не идет он(а) ко дну, -
Выпьешь или струсишь?
Только-только пригубил -
Вмиг все те, кого сгубил,
Подняли что было сил
Шухер или хипеш.


И так…. Параллели

- не живу по мелкому – живу на полную
- опять же проскачу на коне (не на тройке)))) а на коне (Пегасе) по Раю. И предстану (уже не перед Петром), а перед самим Христом.
- опять нападение ссзади, и не погоня за вором, а абстрактная Смерть, которая нападает сзади (подло и неожиданно м.б. болезнь с которой идет борьба), но получает отпор…. Временно.
- я в бега, но Сатану не обманешь….. (Бежав в Рай – тебя догонит тоже самое).
И нет никакой женщины, которая ждет….. Т.е. это совсем не главная тема. И в «Яблоках» это не главное…
about_visotsky
Aug. 30th, 2019 11:27 am (UTC)
Re: одно из последних произведений ВВ
Допустим, эти образы в этом тексте имеют тот смысл, о котором Вы пишете. Почему Вы считаете, что тот же смысл и в "Яблоках"?

Есть правило - спорить с аргументами оппонента, а уж после выдвигать свои. В книге я привела весь ход анализа, все аргументы, приведшие меня к тем выводам. Готова выслушать Ваши возражения моим аргументам. А уж потом будет иметь смысл обсуждать другие, в данном случае Ваши.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

about_visotsky
Людмила Томенчук
www.art-oko.com

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com