?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть мнение, что –

"Стихотворение «Моя цыганская» – одно из самых изученных в высоцковедении".

Это не так. О нем написано много – это да, но "написанное" не перешло в "изученное". Есть тьма истолкований образов и эпизодов этого текста, но никто еще не попытался увязать эти частичные истолкования отдельных образов и фрагментов в одно целое, объясняющее весь текст целиком. А не попытался потому, что не увязываются они в целое. Да и далеко не все особенности текста замечены.
А сам текст – тёмный. Образы его и мотивы все на виду – как на ладони, а вот связки их не видны, скрыты. К тому же, как обычно у Высоцкого, многие из этих образов как будто традиционные (церковь, кабак, гора, лес, дорога, река), с богатой историей истолкования. Так и тянет понять их традиционно. И всё бы хорошо, легко и просто, но эти традиционные понимания отдельных вроде как традиционных образов не вяжутся меж собой.

Будь в "Моей цыганской" больше откровенно индивидуальных образов – подобно "Райским яблокам", – эту темноту можно было бы развеять, не выходя за пределы текста, то есть анализируя только его. Но в "Моей цыганской" большинство образов по видимости традиционны, и чтобы понять текст, нужно знать, какое индивидуальное, отличающееся от традиционного, значение имеют эти образы в художественном мире Высоцкого. Таких исследований пока нет (а те, что есть – например, статья Н.Крыловой о кабацких мотивах у Высоцкого, – к сожалению, неудачны – не раскрывают тему). Другими словами, у нас пока нет базы для изучения текста "Моей цыганской" в целом. Остановимся в этой заметке на одном его фрагменте – вот этом:

Я тогда – по полю, вдоль реки,
Света тьма, нет бога.
А в чистом поле – васильки
И дальняя дорога.

Вдоль дороги – лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.

В интересной, хотя и во многом спорной статье М.Капрусовой “"Моя цыганская: текст и подтекст” [1] об этом эпизоде читаем:

"После остановки и размышлений [это – о предыдущем эпизоде, с горой, ольхой, плющом и вишней. – Л.Т.] герой выбирает действие: движение по дороге как состояние и как цель. Мы полностью согласны с Л.Я. Томенчук, которая заметила, что часто у Высоцкого движение по дороге – «не направленное движение», «дорога – не путь к цели. И движение по дороге не есть движение к цели». Высказывает исследователь и другую важную мысль: «край» (обрыв, круча, река) не ограничивают свободное движение героя, его движение идет вдоль «края». Образы-варианты «края» «означают нечто, что не препятствует движению, сопутствует ему, – душевную смуту, внутреннее беспокойство. Препятствия на самом деле, оказывается, не вовне, а внутри героя <...>. И препятствуют они не движению, а обретению душевного равновесия».

Добавим, что река и лес в «Моей цыганской», как и в фольклоре, выполняют функцию границы. Так что даже если бы герой не захотел продолжить путь по дороге, вроде бы деваться ему некуда. <...>

Однако в «Моей цыганской» вариант, возможно, еще был (и вполне достойный): свернуть в «лес густой // С бабами-ягами». <...> цельность натуры, заданность судьбы ведут к финалу: «А в конце дороги той – // Плаха с топорами».

Вновь отсылает нас поэт к спектаклю «Пугачев», а через него и к судьбе самого Пугачева и любого бунтаря".

С тем, что из моей статьи про дороги [2] цитировала М.Капрусова, я и сейчас согласна. Но к разбираемому фрагменту из "Моей цыганской" оно не подходит. Не потому, что этот текст – исключение из правила, а потому, что здесь правило другое, не с дорогой связанное. Так как здесь герой сам по себе, а дорога – сама по себе. Герой "Моей цыганской" идет не по дороге, а по полю. Это сказано так прямо и однозначно, как только вообще возможно:

Я ... – по полю...
А в ... поле ... дорога...

В поле имеется дорога, но герой движется не по ней, а по полю. Все это видят – это невозможно не заметить. А нигде об этом до сих пор не написано потому, что не укладывается оно в традиционные схемы, в рамках которых только и рассматривают этот текст.

В конце дороги – плаха с топорами. А почему такой конец навязывают герою, если он идет не по дороге, а по полю? Разумеется, какое-то отношение к герою плаха с топорами имеет, но вовсе не то прямое, которое кажется таким очевидным, а оказывается таким неверным, стоит только присмотреться повнимательней к тексту. Простая ссылка на таганского "Пугачева" тут ничего не объясняет.

Еще один момент надо заметить. М.Капрусова права: река и лес в этом эпизоде выполняют традиционную функцию границы. Но есть и третий пограничный образ – дорога.

Дорога упомянута дважды. В первый раз ее расположение в поле не определено ("в поле ... дорога"), оно определяется во втором упоминании – "вдоль дороги – лес густой". "Густой" несет смысл обширности лесного массива, здесь лес – пространство не внутри поля, а примыкающее к полю. Дорога же граничит с лесом и одновременно находится в поле, другими словами, она располагается на границе поля. А ну как маячащая впереди плаха с топорами связана с пограничностью дороги?..

И это лишь два из тьмы вопросов, которые ставит перед нами текст "Моей цыганской" и на которые нет у нас пока ответа. А мы говорим – изученный...

P.S. Я уже писала в более ранних заметках о "Моей цыганской" про своеобразие одного из образов этого эпизода, для точности картины повторю и здесь. В первом упоминании дороги - "дальняя дорога" - имеется в виду не пространственный, а временнОй смысл. Долгое путешествие по жизни - об этом здесь речь. Нам еще предстоит понять, как временнОй образ обращается в пространственный, что при этом происходит со смыслом и что это превращение свидетельствует об эпизоде, о "Моей цыганской" и о художественном мире Высоцкого в целом.
___________________

[1] Капрусова М. "Моя цыганская: текст и подтекст // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2009–2010 гг. – Воронеж, 2011. С. 58-66; в сети - http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/WW_issled&mater2009-2010.doc.

[2] Томенчук Л. «К каким порогам приведет дорога?..»: «Дорожные истории» Высоцкого // Мир Высоцкого. Вып. V. М., 2001. С. 118-133.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jun. 6th, 2019 10:59 am (UTC)
Можно философствовать с точки зрения литературоведов, что для кого означает какой образ и в какой интерпретации он встречался в песнях Высоцкого. А можно и наверное правильнее с точки зрения просто умудрённого опытом, в том числе и горьким, человека (именно поэтому молодежь не совсем понимает эти стихи). Тогда всё становиться ясно.

В сон мне - желтые огни,
И хриплю во сне я:
- Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.

В кабаках - зеленый штоф,
Белые салфетки.
Рай для нищих и шутов,
Мне ж - как птице в клетке!

В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо.

Первая часть вроде всем относительно понятна.

В человеке проявляется неосознанная тревога (сон). Он понимает что перестаёт всё радовать, он не находит отдушину ни в кабаке ни в церкви, понимает что в жизни не всё так надо. Нет смысла. Радость изобилие (кабак) приносит только нищим духом. В псевдо-духовном (церкви) тоже нет ответов...


Я - на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.

Ставит цель. Чтобы просто делать хоть что-нибудь.

А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.

Цель по сути бессмысленную.


Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще...
Все не так, как надо!

Переживает что и эта цель не приносит радости, ругает обстоятельства чтобы оправдать бессмысленную дорогу, к бессмысленной цели.


Я тогда по полю,
вдоль реки
Света тьма - нет Бога
А в чистом поле васильки
и дальняя дорога

Меняет направление, так как уже осознает бессмысленность движения к этой цели и выбирает позицию наблюдателя, старается найти смысл просто любуясь этим миром (в чистом поле васильки)
Всё вроде прекрасно (Света тьма), но в этом свете и этой красоте нет Бога. Нет любви (не к женщине а в общем, т.е. той любви к миру о которой говориться в христианстве и других религиях). И понимая что и в этом нет смысла...
И тогда он просто идёт своей дорогой.

Вдоль дороги - лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.

Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.

Он понимает что это дорога обреченного. Тяжелая дорога по которой надо дойти до конца. Просто надо. Зная что и конец не принесёт облегчения. И он идёт. Дорогой смирения и обреченности.

И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

Нет принципов, нет любви, нет смысла. Нет ни для кого ничего святого, да и вообще нет ничего чтобы люди искренне и до конца чтили. Ни добра, ни зла.

Это песня о бренности нашего существования, о беспринципности этого мира. О фальши которым он пронизан насквозь. И о терзаниях порядочного человека который всё это видит, осознает и имеет смелость в этом признаться самому себе.

Эту песню по разному понимают и трактуют именно потому что не у всех есть жизненный опыт её понять. Она становиться понятной только тем кто уже на последнем отрезке (не по возрасту, а по пониманию жизни). Для этого путь надо пройти самому. И далеко не все его пройдут. Кто то так ничего и не поймёт (Рай для нищих и шутов, мне ж как птице в клетке).

Это на мой взгляд лучшие стихи Высоцкого. Да и вообще лучшие.
Так коротко и так до страшного ясно передать картину нашего мира.... он был Гением.
about_visotsky
Jun. 10th, 2019 02:42 pm (UTC)
== Можно философствовать с точки зрения литературоведов, что для кого означает какой образ (...) А можно и наверное правильнее с точки зрения просто умудрённого опытом ==

Если литературовед пишет о художественном произведении и рассуждает о том, что для него или другого значит тот или иной образ, он в этот момент не литературовед, а просто читатель. Литературовед ищет не то, что означает образ для читателя, а то, какой смысл вкладывает в него автор. Что я и делаю. Темой воспритятия тектов ВВ читателем я не занимаюсь.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

about_visotsky
Людмила Томенчук
www.art-oko.com

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com